"Шрам", Чайна Мьевиль, дочитала и хочу слить эмоции. во-первых, Мьевиль охуенен, во-вторых, манипулировали не только Доул с Сайласом - Беллис, но автор - мной (вертел как хотел, гад) (ведро нежности, мало кто меня так прополоскает).
интересное ощущение: "Вокзал потерянных снов" казался очень сексуальной книгой, меня пробирало на одобрительную дрожь даже от описаний спаривающихся, прости господи, гигантских мотыльков и всевозможные формы болезненной или хорошей чувственности, даже бордель переделанных.
"Шрам" - абсолютно анти-сексуальный, но настолько же физически насыщенный; да и вообще больше про шрамы, чем про секс, практически все чувственные моменты не о том, единственное исключение у Шекеля с Анжевиной. я к этому даже привыкла, на отлично восприняла взаимо-полезные и без эмоций отношения Беллис с Сайласом, Любовников я всю дорогу воспринимала с ощущением, что вся джигурда с порезами - тоже не о том, почти удивилась начинающемуся юсту Беллис с Доулом - но и тут, конечно, все расставили по местам, получите роскошное "нихуя".
Нью-Кробюзон: туда и обратно, блин, но крайне увлекательное туда и обратно. талантливо происходили начинания и талантливо обламывались, все начинания, все они.

по персонажам, не могу, боль и отчаяние - Сайлас! Сайлас, прекрасный мой котик! *рыдания* кто читал - я конечно не надеюсь, но где-нибудь упомянут, что с ним сделали и как он там? хотя наверное финита, хорошо, если недолго попытали и убили.
не знаю, куда его типировать, но очень хочется в дуалы.
почему я люблю Сайласа больше Доула: Доул, конечно, роскошный мужик. манипуляции с т.з. того, кем манипулируют, воспринимаются всегда мерзко. но есть разница между манипуляцией не залезающей в душу (Сайлас), и ебучим недо-юстом с намеками на особое отношение (Доул).
Сайлас охуенный имперский агент ошибся только в одном - очень хотел вернуться на родину к тому правительству, которому служит. это реально ошибка, потому что и планы не дошли до адресата, и сам закончил плохо, но в целом - его цели и методы достижения цели - понятны и осуждения не вызывают. он аппелировал не к эмоциям Беллис к самому себе, а к эмоциям Беллис к родине. Доул, поганец, поматросил и бросил, намеки, взгляды, Беллис (хотя я к ней без восторга отношусь) уже начала ему симпатизировать, а тут три ха-ха - это еще более тонкая схема, заставлять человека делать то, что ты хочешь, используя отношения, и не потому что позарез надо и другого выхода нет - а только лишь потому, что ты сам это сделать можешь, но принципиально не хочешь. снять с себя ответственность. охуительно просто, хуй знает, не рассказал автор, что там за травма у Доула, да и похуй - сравнивая Сайласа с Доулом я всецело на стороне Сайласа.
а Беллис чо, Беллис вообще не обломалась - она и так себя ограждала от чувств, и не умеет она, имхо, чувствовать так, как надо (но Доул ее талантливо на это раскручивал, Беллис аж в себе начала копаться), а свое в итоге получила - да, она дала себя использовать - и получила билет домой. и полностью этим удовлетворена.

Любовник нравится (а Любовница - нет, бгг), а лучше всех вообще Флорин Сак.